Новости

Тарифы для пассажиров и багажа будут повышены

Министерство инфраструктуры Украины предлагает поэтапное повышение тарифов в 2017 году на перевозку пассажиров, багажа и грузобагажа по железной дороге во внутреннем сообщении.

С 1 апреля тариф предлагается поднять на 10%, после чего 1 октября состоится еще одно 10-процентное повышение во всех категориях поездов и вагонов, кроме вагонов первого класса поездов Интерсити+.

Об этом речь идет в проекте приказа Министерства инфраструктуры «Об утверждении тарифов на перевозки пассажиров, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом во внутреннем сообщении». Его текст обнародован на сайте ведомства.

В пояснительной записке говорится, что такое решение предусматривает приведение нынешних тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в соответствие с основными прогнозными макропоказателями экономического и социального развития на текущий год, утвержденными Кабинетом Министров Украины. Индексация тарифов в декабре 2017 года к декабрю предыдущего года составит 21%.

Авторы документа отмечают, что уровень тарифов на перевозку пассажиров во внутреннем сообщении остается неизменным во всех типах вагонов, кроме вагонов СВ и Интерсити+, с октября 2014 года, а в вагонах СВ – с 2009 года. «А в условиях прогноза на 2017 год без индексации тарифов для приведения пассажирских перевозок к уровню безубыточности (нулевой рентабельности) тарифы на перевозки необходимо было бы повысить в три раза», — отмечается в записке.

Укрзализныця ежегодно несет миллиардные убытки на пассажирских перевозках, так как ввиду социальной необходимости тарифы на пассажирские перевозки не могут быть установлены на экономически обоснованном уровне. Объем убытков зависит от динамики затрат на пассажирские перевозки, а также от их объемов, констатирует старший аналитик ИК Арт Капитал Алексей Андрейченко. С ним соглашается глава аналитического отдела ИК Eavex Capital Дмитрий Чурин и добавляет, что таким образом министерство хочет вывести пассажирские перевозки хотя бы на безубыточный уровень.

В Мининфраструктуры прокомментировать данное решение пока не смогли.

Напомним, в прошлом году убытки от пассажирских перевозок выросли из-за восстановления пассажирооборота и повышения затрат на эти услуги. За 10 месяцев увеличение убытка от пассажирских перевозок составило 18,9% или 6,9 млрд грн. По итогам года убытки ожидаются на уровне 9,9 млрд грн, а в 2017-м — более 11 млрд грн.

Специфика пассажирских перевозок в том, что они всегда были скорее социальными, чем коммерческими, отмечает руководитель экспертного направления ЦТС-Консалтинг Андрей Шкляр. По его словам, здесь возможен подход «берем, сколько пассажиры могут заплатить», а не сколько это реально стоит. “Тем более, что себестоимость перевозок по направлениям все еще никто не понимает”, — констатирует он.

“То, что компания теряет на пассажирских перевозках, ей необходимо компенсировать за счет грузовых перевозок, что делает экономическую модель бизнеса в целом непрозрачной, особенно с учетом отсутствия рыночных механизмов в регулировании пассажирских тарифов”, — говорит Андрейченко. Ввиду этого, долгосрочной целью Укрзализныци является уход от перекрестного субсидирования пассажирских перевозок грузовыми. По словам аналитика, именно этим и обусловлена необходимость повышения тарифов на пассажирские перевозки.

Куда пойдут эти деньги, пока непонятно. “Ведь финансовый план УЗ на следующий год публично еще не представлен, поэтому остается лишь догадываться”, — говорит Шкляр.

Напомним, в конце прошлого года руководство Укрзализныци выносило на рассмотрение профильных министерств и ведомств вопрос повышения тарифов на пассажирские перевозки на 35%. Тогда индексировать тарифы предлагалось в два этапа: в первом квартале и в четвертом по 16%. Однако негативный социальный и политический осадок от роста пассажирских тарифов не позволили правительству согласиться с таким радикальным скачком, несмотря на всю поддержку премьер-министром Владимиром Гройсманом Укрзализныци в последнее время. “Видимо, после консультаций в Кабмине аппетиты пришлось уменьшить до 21% в 2017-м году”, — поясняет Андрейченко.

27.01.2017

Об авторе

Редактор


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *