Новости, Статьи

Показательная расправа над Актабанком

Как Нацбанк «убил» платежеспособный Актабанк, обидевшись на своенравного собственника.

После смены руководства Нацбанка в 2014 году регулятор взял курс на очищение банковской системы в Украине. В общем-то, стратегия похвальная – любые действия, направленные на оздоровление системы, можно только приветствовать. Но лишь в том случае, если очищение проводится грамотно. Вместо этого Нацбанк устроил настоящий «банкопад», в рекордные сроки «уложив» более 90 банков. В НБУ это назвали очищением банковской системы. Я бы назвал это травлей, местью и полным уничтожением рынка в угоду определенным игрокам.  Под этот пресс в свое время попал и Актабанк.

Напомню суть истории, которая наделала шума несколько лет назад. В мае 2014 года НБУ запретил Актабанку проводить валютные и кассовые операции. Приостановка лицензии у работающего банка – это что-то из ряда вон выходящее. До такой степени, что даже в самом НБУ не знали, как действовать: на этот случай не предусмотрены ни регламент, ни инструкция, нет и опыта. Более того, регулятор буквально высосал из пальца повод для введения санкций. Оказывается, у 15 клиентов банка не было подтверждающих ксерокопий того, что они вклеили в свои паспорта фотографии по достижению возраста 25 или 45 лет.  Я не шучу: любой желающий может ознакомиться с копией соответствующего постановления НБУ.

Используя этот повод, параллельно обвиняя Актабанк в проведении операций по «обналу», Нацбанк принял несколько санкционных решений. А именно – запретить на несколько месяцев привлекать депозиты физических лиц, открывать гривневые счета клиентам и выплачивать с них наличные, а также – отозвать генеральную лицензию № 243-3 от 5 октября 2012 года на осуществление валютных операций.

Мы с этими санкциями не смирились и подали иск в Окружной административный суд Киева. Суд приостановил распоряжение НБУ об отзыве валютной лицензии, а также запретил регулятору отключать банк от Системы подтверждения Соглашений на межбанковском валютном рынке (ValCli). Позже суд приостановил и решение Нацбанка о запрете привлечения вкладов. Регулятор вынужден был восстановить действие валютной лицензии Актабанка. Позже выяснилось, что и обвинение в отмывании денег – это ложь, что доказали неоднократные следственные действия правоохранительных органов. После этих проверок и судебных решений стало совершенно очевидно, что все крупные операции с наличностью были законными, позже уголовные дела были закрыты в связи с отсутствием состава преступления.

Единственное, чего нам не удалось сделать – это восстановить репутацию банка, которую Нацбанк взялся методично уничтожать. Ведь чудовищные обвинения в махинациях по «обналу», введение санкций, слухи о скорой ликвидации банка – это не те механизмы, которые позволяют привлечь новых клиентов и сохранить старых. Вполне закономерно, что многие вкладчики, наслушавшись страшилок от НБУ, поспешили снять свои сбережения с депозитов. Что, кстати, сильно ускорило падение Актабанка: в сентябре 2014 года Национальный банк признал его неплатежеспособным.

Я утверждал тогда и утверждаю сейчас: это решение было не просто незаконным, а преступным. Ведь банк был вполне платежеспособным и живым, никаких экономических причин для его закрытия не существовало. Его финансовое состояние было удовлетворительным, нормативов (которые, как мы помним, НБУ постоянно менял), банк старался придерживаться. И у него это получалось лучше, чем у других коллег по рынку. Это факт.

Более того: в отличие от других банков, считавшихся вполне жизнеспособными, мы никогда не брали у Нацбанка ни копейки рефинансирования, не просили помощи, чтобы удержаться на плаву. Согласитесь, это весомый аргумент в пользу того, что банк был живым, работоспособным и явно не на грани краха.

Причина в другом: регулятор из мести задался целью уничтожить этот банк. И устроил показательную расправу – дабы другим неповадно было. Это была откровенная месть за наше несогласие с драконовскими санкциями и обращением в суд с оспариванием произвола регулятора.

Чтобы не быть голословным, приведу один из множества фактов травли банка чиновниками НБУ. 27 мая 2014 года Окружной административный суд г. Киева признал решение НБУ по отзыву у Актабанка генеральной лицензии на проведение валютных и кассовых операций незаконным. В тот же день НБУ начал буквально забрасывать банк новыми требованиями, которые невозможно было выполнить чисто физически. Если быть точным, в этот день мы получили четыре письма от регулятора с разными требованиями. Одно из них предписывало предоставить до 12 часов следующего дня в Управление НБУ в Днепропетровской области заверенные копии всех кассовых операций всех клиентов банка по всей Украине. Вы можете это представить? На тот момент Актабанк имел свои отделения в 20 областях Украины и насчитывал порядка 88 тысяч клиентов. Реально ли выполнить требование НБУ за сутки? И не просто собрать данные со всех отделений, но и изготовить копии, заверить их и предоставить регулятору. За такой короткий срок это сделать нереально. Но таковыми были требования НБУ, и это только один из примеров травли Актабанка, который посмел оспорить решение Нацбанка.

Возникает закономерный вопрос: зачем было ликвидировать банк, не испытывающий финансовых трудностей? У меня есть свое мнение на этот счет. Как известно, для выведения финансового учреждения с рынка Фонд гарантирования вкладов физических лиц по решению НБУ вводит в банк ликвидатора. Был таковой и в Актабанке – Юлия Приходько. Это личность, как говорят, широко известная в узких кругах. Правда, ее больше знают не как блестящего профессионала, а как одаренную мошенницу и вымогательницу. Вместо выполнения своих должностных обязанностей госпожа ликвидатор потребовала с руководства банка взятку в 5 млн долларов США. Позже мошенницу задержали на горячем в момент получения взятки. Так, может, ради этого и затевался цирк под названием «очистка финансово-банковской системы?». Давить на банкиров, шантажировать ликвидацией и вымогать взятки?

Об этом можно только догадываться – прямых доказательств нет. Зато есть вполне реальные и доказанные факты по тысячам вкладчиков, которые пострадали от действий НБУ. Ведь то, что они потеряли свои вклады – прямое следствие неграмотных и незаконных действий регулятора.

Важный момент: суды не единожды признавали санкции и решения НБУ против Актабанка неправомерными. 27 июня 2014 года Окружной административный суд г. Киева признал неправомерным решение НБУ об отзыве у банка генеральной лицензии на проведение валютных и кассовых операций. А 26 апреля 2016 года Высший административный суд Украины подтвердил незаконность этого решения НБУ. И, тем не менее, банк «погиб» из-за действий регулятора.

Но мы не опускаем рук и боремся дальше. 23 августа в Хозяйственном суде Киева состоялось первое заседание по иску ООО «Центр-Агро-Трейд» (собственник 95% акций Актабанка) к Национальному банку Украины. В этом иске мы требуем взыскания 380 млн грн. Именно такова сумма уставного капитала, внесенного акционерами. В результате, 22 сентября суд первой инстанции вынес решение в пользу НБУ. Мы пойдем дальше.

Если нам не получиться добились справедливости в украинских судах, мы будем обращаться в Европейский суд по правам человека. Уверен: в Страсбурге эту ситуацию истолкуют верно и наш иск будет удовлетворен. Плохо только, что это будет сделано за счет украинских налогоплательщиков, ведь известно, что суммы, которые взыскивает ЕСПЧ, выплачиваются из государственного бюджета. А значит, из карманов украинцев. И в результате выплат по этому иску многие важные сферы – оборона, образование, здравоохранение – снова будут недофинансированы.

Если учесть, что таких пострадавших от действий НБУ, как руководители Актабанка, – не один десяток, то сумма взыскания может исчисляться миллиардами гривень. Этого можно было избежать, если бы Нацбанк действительно очищал банковскую систему, а не ликвидировал банки по выборочному принципу. Тем самым подставляя государство и выкачивая огромные суммы из скудного бюджета.

Я уверен, что мы добьемся справедливости и восстановим репутацию. Но ряд вопросов не дает мне покоя. Кто дал право Нацбанку распоряжаться судьбами сотен тысяч людей? По какому праву чиновники НБУ, руководствуясь скрытыми, одним им понятными мотивами, лишили вкладчиков своих сбережений? Это были ошибочные решения или злой умысел? Почему они чувствуют себя безнаказанными – знают, что у них есть высокие покровители и никто никакой ответственности не понесет?

Мы предпримем максимум усилий, чтобы этого не допустить. За все решения НБУ, в которых пострадали люди, обязательно наступит ответственность. Побоится наказать украинский суд – пойдем в Страсбург, там не побоятся. Но в любом случае, справедливость должна восторжествовать.

Автор: Игорь Шестопалов, экс-председатель правления ПАО «Актабанк»

Источник: Корреспондент

 

24.09.2017

Об авторе

Редактор


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *