Как побороть теневой бизнес? Как ликвидировать старые и предотвратить новые схемы, которые опустошают бюджет, убивают конкуренцию и делают невозможным приток инвестиций в страну? Об этом и многом другом говорили участники II Open Economic Forum «Масштабы и схемы теневой экономики», который прошел в Киеве 3 ноября.
По мнению министра финансов Александра Данилюка, основная причина, по которой в стране процветает теневой бизнес, – людям внушили, что им это выгодно.
«Считается, что тень – это выгодно, это дешевле. Это абсолютно неправильно. Тень – это дороже. Да, вы можете что-то купить дешевле. Но тогда получаете ниже качество здравоохранения, образования и других сфер. Тень убивает конкуренцию. А нам нужно создавать условия для здоровой конкуренции», — заявил министр. Еще одна причина, из-за которой, по мнению Данилюка, бизнес уходит в тень – давление со стороны контролирующих органов.
«У нас мало примеров, когда малый и средний бизнес становятся крупным бизнесом. Как только ты выходишь на новый уровень, становишься интересным, к тебе приходят: СБУ, прокуратура, налоговая. И шансы развиваться – минимальные», — отметил глава Минфина.
По его мнению, для предотвращения таких ситуаций необходимо создавать Cлужбу финансовых расследований – соответствующий законопроект уже разработан, а американские и итальянские специалисты готовы помочь украинским коллегам в создании такой службы.
Еще одна проблема, о которой упомянул Александр Данилюк – необходимость устранения оффшорных схем. По его словам, Украина присоединилась к плану BEPS, в рамках которого пересматриваются конвенции с другими странами по устранению двойного налогообложения. Ожидает ратификации договор с Кипром, однако, по словам министра, этот процесс активно блокируется заинтересованными сторонами, которые вполне устраивают существующие схемы вывода капиталов в оффшоры.
Чьи-то интересы стоят и на пути реформ – на таможне и в ГФС. Однако Александр Данилюк уверен: общими усилиями, при содействии бизнеса удастся побороть сопротивление, и во всех регуляторных и контролирующих органах появятся люди, ориентированные на реформы, которым предприниматели будут доверять.
Об оффшорах и о схемах, которые разрабатывает крупный бизнес, говорил и старший экономист «CASE Украина», эксперт РПР Владимир Дубровский. «Предприятия, которые принадлежат олигархам, как правило, имеют двойную бухгалтерию, и именно они ответственны за схемы по уклонению от налогов. Они используют оффшоры при внешнеэкономических операциях, и 75% нашего экспорта идет по непрямым контрактам – через оффшоры, швейцарские компании», — отметил эксперт.
По его словам, для того, чтобы минимизировать подобные нарушения, необходимо заменить налог на прибыль налогом на выведенный капитал. И, главное, по мнению Дубровского, начинать борьбу с теневой экономикой нужно именно с масштабных схем.
На первом месте, по оценке экспертов, стоят оффшорные схемы, их объем составляет 260-320 млрд грн в год, потери бюджета — 50-65 млрд грн. На втором месте – схемы, связанные с нарушением таможенных правил, контрабанда, объемы которой достигают 80-230 млрд грн в год, потери бюджета — 25-70 млрд грн. По оценкам аграриев, сделанным на основе данных ГФС, от теневой аренды с/х земель и теневого же рынка сельхозпродукции бюджет теряет от 16 млрд грн в год. От конвертационных центров бюджет Украины недополучает 12-15 млрд грн в год. Еще 10-12 млрд грн пропадают в «скрутках».
Заместитель председателя Всеукраинского аграрного совета Михаил Соколов отметил позитивную тенденцию последнего времени: количество дел по оспариванию налоговых уведомлений-решений (НУР) Государственной фискальной службой в судах уменьшилось.
«Однако статистика также показывает, что большинство дел, около 60%, по оспариванию НУР ГФС по-прежнему проигрывает в судах. Получается, что в рамках административного оспаривания ГФС отказывает налогоплательщикам, а суды постановляют, что решения ГФС были противоправными», — заявил эксперт. «По сути, ГФС в основном «кошмарит» добросовестных налогоплательщиков», — добавил он.
О миллиардных убытках для бюджета, вовлечении в преступный бизнес тысяч людей, о контрабанде и схеме безналогового перемещения коммерческих партий товаров под видом покупок для собственного использования, известной как Taх Freе, говорил на II Open Economic Forum «Масштабы и схемы теневой экономики» журналист Евгений Плинский.
Согласно данным, полученным журналистом от Министерства финансов Республики Польша, 1 438 963 человек ввезли в Украину товар с оформлением бланков на возмещение НДС Taх Freе. Средняя сумма каждого бланка – 360 евро. Без уплаты пошлины и НДС за полгода только по этой схеме из Польши ввезли товара на 250 млн евро. 70% людей, которые пересекали границу, задействованы в «серых» и «черных» схемах импорта. В результате схемы безналогового перемещения коммерческих партий товара под видом личного использования только на границе с Польшей бюджет потерял около 300 млн евро.
По словам эксперта Центра социально-экономических исследований «CASE Украина» Андрея Саварца, с этим явлением борются таможенные администрации всего мира. Украинская справляется плохо. «Если говорить об институциональной способности таможенной администрации предотвратить контрабанду, то нужно констатировать: сегодня способность нашей фискальной службы достаточно низкая. Плюс отсутствие комплексных мер по противодействию коррупции. Плюс слабая управленческая вертикаль. Это создает ситуацию, когда отсутствует центр принятия решений по таможенным вопросам – и по нормотворчеству, и по урегулированию определенных процессов», — заявил эксперт.
Также Андрей Саварец обратил внимание на плохую коммуникацию украинских таможенников с коллегами из других стран. «Нам нужно очень быстро реагировать на разные вызовы, трансграничную торговлю, увеличение объемов торговли. У нас нет единого центра, нет генерирования таможенной политики. Нет обмена информацией с таможенными организациями других стран», — отметил эксперт.
По его словам, в Украине достаточно комфортные условия для контрабандного товара, поскольку его можно продать в стране без каких-либо документов. Эта проблема, считает Саварец, разрешается просто: фискализация процесса товарной цепочки с последующей выдачей конечному потребителю товарно-фискального чека. Иначе борьба с контрабандой будет длиться вечно.
В свою очередь, ректор Университета государственной фискальной службы Украины Павел Пашко призвал к продуманному и системному реформированию фискальной сферы.
О необходимости внедрения единых информационных баз – в частности, на таможне и в Госпогранслужбе, — говорила и народный депутат, глава подкомитета по вопросам таможенного дела и совершенствования Таможенного кодекса Комитета ВР по вопросам налоговой и таможенной политики Татьяна Острикова.
«Люди, которые пересекают границу с товаром, свободным от пошлин, — это только инструмент. Не зря их называют «пиджаками», «муравьями» или еще как-то. Это инструмент для затягивания в страну контрабандного товара, используя норму о беспошлинном ввозе для физлиц. Но они это делают не для себя, а для неких заказчиков – грузополучателей. Это средние или большие предприниматели, всем известные интернет-площадки, которые являются спонсорами всех центральных телеканалов. Поэтому необходимо бороться со спросом – чтобы заказчикам было невыгодно этим заниматься», — заявила Острикова.
По мнению парламентария, срочно нужна Служба финансовых расследований, которая бы, в частности, проанализировала торговые обороты в Украине и смежных странах. «Что задекларировано, что продается или вывозится у нас и что – в Польше или в Венгрии. И сравнить показатели», — отметила Татьяна Острикова.
При этом народный депутат считает, что законодательные инициативы по блокированию контрабандных схем должны исходить от Кабмина. В Верховной Раде зарегистрировано несколько альтернативных законопроектов, однако учитывая традиционный популизм народных избранников, а также их желание попасть в следующий созыв, их законопроекты ориентированы на общественное мнение, а не на реальную борьбу с контрабандой.
Представители бизнес-сообществ также осознают, что часто в стране личные интересы превалируют над общественными. Власть не слышит потребностей реального сектора экономики, а решает узкие задачи, которые не приводят к видимым улучшениям экономической ситуации. Для выстраивания конструктивного и продуктивного диалога с властью, для увеличения темпов не просто реформирования страны, а системных, комплексных изменений и в экономической, и в социальной жизни украинцев, активные бизнес-коалиции Украины объединяются в одну платформу — Украинскую раду бизнеса.
Известный экономист Александр Пасхавер высказал мысль, что для перехода Украины от стратегии выживания к стратегии развития нужна смена ценностей. Но это, по мнению Пасхавера, – процесс не одного года и даже не десятилетия, ведь тень будет вести «оборонительные действия»: «Они будут, пока мы системно не изменим ценности (ведь верховенство права — это состояние граждан) и институты в государстве. Нам придется делать одни и те же реформы несколько раз, и нам понадобятся настойчивость и терпение».
Напомним, организаторами ІІ Форума стали: коалиция «За детенизацию экономики», платформа «Налоги для экономической свободы», коалиция «За либеральную налоговую реформу», Всеукраинский аграрный совет. І экономический форум «Экономические реформы: повестка дня, приоритеты бизнеса» состоялся 10 марта 2017 года в Киеве.
Добавить комментарий